Организация UNIX-систем и ОС Solaris

       

Язык sh


В языке sh существуют операторы ветвления и циклов. Ниже дано описание этих операторов. В нем жирным шрифтом выделены ключевые слова. Конструкция "команды" подразумевает одну или несколько команд командного процессора или вызовов программ, которые отделяются друг от друга разделителями (точкой с запятой или переводом строки). При вводе многострочных операторов в командной строке, командный процессор начинает новую строку приглашением "продолжение команды" (его вид определяется значением переменной среды окружения PS2 или prompt2).

В операторах циклов допустимы команды break (прерывание цикла, управление передается за конец цикла) и continue (передача управления на начало цикла, переход к следующей итерации). Эти команды действуют одинаково в любых командных процессорах, так как они реализованы и в языке sh, и в языке csh.

Оператор ветвления if:

if условие then команды else команды fi

В bash, ksh и новых версиях sh возможна конструкция elseif (вложенное ветвление):

if условие then команды elseif условие then команды fi else команды fi

Оператор множественного ветвления case:

case значение_переменной in значение1) команды; break; значение2) команды; break; значение3) команды; break; *) команды; esac

Знак "звездочка" (*) означает "все остальные значения", т.е. если значение переменной не равно ни значению1, ни значению2, ни значению3.

Операторы цикла while (выполнять, пока условие истинно) и until (выполнять до тех пор, пока условие станет истинным):

while условие do команды done

until условие do команды done

Все эти операторы содержат неотъемлемый элемент, обозначенный нами как условие. Это - вызов любой команды (в том числе другой скрипт или конвейер), возвращающей код завершения.

Условие считается истинным, если код завершения равен нулю, и ложным - если код завершения не равен нулю. Любая программа в UNIX возвращает код завершения: нулевой - в случае успешного выполнения и ненулевой - в противном случае. Значения кодов завершения программ можно выяснить с помощью руководства к ним, например, man.

Для проверки условий, относящихся к объектам файловой системы, применяется программа test. В некоторых командных интерпретаторах есть встроенная команда test , иногда test - это отдельная программа. С помощью test часто проверяется наличие файла или каталога в файловой системе:


if test -e имя_файла then echo <файл существует!>

Язык sh допускает конструкцию [ ] вместо команды test:

if [ -e имя_файла ] then echo <файл существует!>

Эта конструкция эквивалентна вышеприведенной.

С помощью test и [ ] можно проверять различные условия, полный список которых содержится в man test или man sh, man bash.

Некоторые программы всегда возвращают код завершения ноль. Это легко использовать для организации бесконечных циклов. Такие циклы могут понадобиться для перезапуска процессов, имеющих тенденцию к неожиданному и ненужному завершению. Например, так можно запускать процесс pppd для соединения с провайдером по выделенной или коммутируемой линии:

while sleep 10 do /usr/sbin/pppd done

Программа sleep всегда будет возвращать ноль, так что цикл никогда не прервется и будет исправно запускать pppd всякий раз, как только он завершится, например, из-за ошибки связи. Десять секунд ожидания добавлены просто для того, чтобы было время переждать неблагоприятную ситуацию, из-за которой произошла ошибка.

В Solaris и других системах System V такое применение менее полезно, чем в BSD-системах, так как того же эффекта можно добиться, указывая вызов pppd в /etc/inittab с указанием режима запуска respawn (запустить, если завершится).

Оператор for (цикл повторяется для каждого значения из списка):

for имя_переменной in список do команды done

Оператор цикла for используется особенно часто, например, для однотипной модификации нескольких файлов сразу. Предположим, надо во всех файлах *.html в текущем каталоге изменить ссылку на файл с фотографией:

for i in *.html do sed 's/otello.gif/dezdemona.gif/g' $i >tmp mv -f tmp $i done

Поскольку sed не меняет файл, а лишь выдает измененный текст в свой выходной поток, приходится перенаправлять вывод во временный файл tmp (назовите ваш файл по вкусу, от названия ничего не зависит) и затем переименовать tmp в файл с тем же именем, что у исходного файла. В момент переименования старый файл, естественно, исчезнет.

При вызове sed: следует писать именно $i, а не просто i, чтобы командный процессор подставил в командную строку значение переменной i, а не символ i.

Сразу перенаправить вывод в файл, имя которого указывается как $i, нельзя, поскольку перенаправление вывода в существующий файл вызовет уничтожение его прежнего содержимого. Это значит, что одновременное перенаправление ввода и вывода из/в один и тот же файл недопустимо.

Программе mv дается ключ -f, который требует от нее выполнить работу, не задавая вопросов типа "а вы действительно хотите уничтожить файл?"

Для вывода информации в sh принято использовать команду echo. Эта команда печатает в стандартный выходной поток свои аргументы, а в конце вывода выполняет перевод строки.

Команда

echo -n строка

выводит строку и не добавляет перевод строки в конце.

Для ввода информации в скриптах на языке sh используют оператор read:

read name echo "Name is $name"

Язык, реализованный в вашем командном процессоре, может быть богаче, чем описанный здесь минимальный стандарт. Для получения дополнительной информации обратитесь к man по вашему командному процессору.


Содержание раздела